6 октября 2014

Выступление Президента Казахстана Н.Назарбаева на форуме по запуску программы трансформации АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына»


 

Уважаемые участники Форума, дамы и господа!

 

Сегодня мы рассматриваем очень важный вопрос. Фонд «Самрук-Казына» объединяет самые крупные активы государства: железные дороги, нефтегазовые ресурсы и их транспортировку, телекоммуникации, энергетику, атомную промышленность и международную авиакомпанию с сообщениями по шестидесяти направлениям в девятнадцать стран мира.

Совокупные активы Фонда равны половине ВВП Казахстана. За последние три года компаниями Фонда в бюджет перечислено более 2,5 триллиона тенге. «Самрук-Казына» является одним из самых крупных работодателей в стране – это 350 тысяч человек. Фонд «Самрук-Казына» - это фактически второй Национальный фонд. Это богатство страны и здесь сосредоточены источники нашего благосостояния в настоящем и будущем.

Программа трансформации Фонда основана на опыте реализации аналогичных преобразований ведущих фондов мира. Она предусматривает несколько целей.

Во-первых, это увеличение  стоимости компаний Фонда, во-вторых, повышение эффективности управления портфелем, в-третьих, чёткое распределение ответственности между Правительством, Советом директоров, Правлением Фонда, а также между Фондом и его портфельными компаниями.

Хочу подчеркнуть, что мы приступаем к решению сложнейшей задачи. Страны, которые преуспели в этом направлении, демонстрируют абсолютно впечатляющие результаты. Так, например, сингапурский Темасек, в результате трансформации с 2004 года увеличил капитал компании более чем в три раза с 54 до 176 миллиардов долларов. Темасек называют фактически частной компанией, которая управляет государственными активами. Высший менеджмент назначается правительством, однако государство не предоставляет Темасеку никаких льгот и преференций. Совокупная капитализация Сингапурской фондовой биржи на двадцать один процент состоит из акций компаний Темасека. Успешный опыт трансформации и выбора новой стратегии также показали малазийский Фонд Казанах и Фонд Объединённых Арабских Эмиратов - Мубадала.

Традиционно государство считалось менее эффективным управленцем по сравнению с  частными собственниками. Но если государственные компании управляются на корпоративных и рыночных принципах, то эта проблема, как вы видите, успешно решается.  Наиболее яркий пример для нас - государственные компании Китая. Вот примеры, на которые мы можем ориентироваться, выполняя поставленную колоссальную задачу. Нам необходимо создавать мировые имена и занимать надёжное место в мировом распределении труда. 

 

Уважаемые дамы и господа!

 

Перед Фондом «Самрук-Казына» стоят задачи национального масштаба. В рамках трансформации в первую очередь усилия должны быть направлены на создание новой стоимости компаний Фонда. Так, чтобы в течение пяти лет его совокупные активы выросли в 2 раза и достигли 200 миллиардов долларов. При этом рост должен достигаться за счёт создания новой стоимости портфельных компаний. Этого можно будет достичь путём повышения производительности, инвестирования в высокоэффективные и прибыльные проекты. Кроме того, через 5 лет, как минимум, три компании Фонда должны входить в список крупнейших компаний мира Fortune-500.

Сейчас в рейтинг в основном входят западные компании, выручка которых составляет от 5 до 500 миллиардов долларов. Тем не менее, в последнее время существенно выросла доля азиатских компаний. Так, с 2003 по 2014 годы количество китайских компаний увеличилось с 8 до 95, а  государственная нефтяная корпорация CNPC вошла в первую пятёрку. Также в списке присутствуют 8 компаний России. Основными критериями вхождения в список Fortune являются размер выручки и прозрачность финансовой отчётности.  По размеру выручки, как минимум, две компании Фонда – «КазМунайГаз» и «Казахстан Темир Жолы» уже могут войти в данный список.  

Сегодня у компаний «Самрук-Казына» практически нет конкурентов в стране, их конкуренты – это крупные транснациональные компании и государственные корпорации мира. В настоящий момент только Эйр Астана, в которую мы привлекли стратегического зарубежного партнёра, является достойным конкурентом на глобальном рынке. И  только она показывает эффективность использования капитала выше, чем у мировых компаний-конкурентов. «Казатомпром» и «Казахстан Темир Жолы» также показывают неплохие результаты по эффективности использования капитала. Но другие компании Фонда, к сожалению, не могут похвастаться такими успехами. «КазПочта», «Кегок» остаются локальными низкоэффективными компаниями и не  могут на сегодняшний день конкурировать с аналогичными компаниями мира.

Для того, чтобы наши компании встали в один ряд с крупнейшими мировыми игроками Фонду необходимо:

Первое, значительно повысить свою эффективность и производительность. При этом рост должен составлять не 2-3%. Нужен скачок на 30 - 40% за ближайшие 5 лет. Для этого нужно активно привлекать стратегических партнёров и инвесторов, которые обладают технологиями производства и управления, а также рыночной экспертизой. Благодаря этому компании Фонда должны выходить и конкурировать на внешних рынках, в  первую очередь, на рынки стран Таможенного союза и других государств.

Второе, Фонду нужно развивать свой научно-технический потенциал. Созданный научно-исследовательский центр Фонда на  базе «Назарбаев Университета» - это только первый шаг. Нужно сформировать исследовательские лаборатории в самих компаниях, привлекать ведущих учёных и научные центры. Расходы компаний Фонда на исследования и разработку в  среднесрочной перспективе должны быть увеличены в десять раз. Без создания собственных инноваций, технологий и новых продуктов Фонд никогда не сможет поднять свою производительность и выйти на мировые рынки.

Третье, необходимо продолжить реализацию программы «Народное IPO». Мы должны вовлечь в  программу максимальное число казахстанцев, чтобы каждый мог ощутить на себе рост экономики через повышение собственного благосостояния. Нужно определить чёткие правила, чтобы быть уверенными, что акции попадут в руки населения, а не нескольких крупных и расторопных инвесторов. Необходима полная прозрачность всех процедур и доступность информации.

Четвертое, Фонд «Самрук-Казына» должен способствовать развитию частного сектора в  стране. Когда-то сингапурский Темасек поставил перед собой задачу не просто управлять государственными активами, но и взращивать новые предприятия и отрасли, которые укрепляли бы экономику страны. Так, в   конце 60-х Темасек основал небольшую верфь Кэппел и вырастил её до одной из крупнейших судостроительных компаний мира. Сейчас Фонд владеет только двадцатью процентами акций корпорации. Другим примером является Южная Корея, которая будучи в прошлом небогатой и преимущественно сельскохозяйственной страной, смогла вырастить частные индустриальные корпорации из некогда маленьких компаний, торговавших тканями, рисом, автозапчастями. Сегодня такие компании как Хёндэ, Самсунг, Эл-Джи стали лидерами новых технологий и производств. Сейчас активы только Самсунга равны по объёму 17  процентам экономики всей Южной Кореи.

«Самрук-Казына» также может взращивать новые отрасли и компании, создавать и укрупнять производства. При достижении определённого уровня, Фонд мог бы выходить из них, тем самым делая вклад в развитие частного сектора страны. В этом будет проявляться лидерство «Самрук-Казына». 

Пятое. Ещё одной национальной задачей является развитие  малого и среднего бизнеса. К 2050 году вклад МСБ в ВВП должен достичь 50 процентов. «Самрук-Казына» также не должен оставаться в стороне. Фонду необходимо создать условия для развития МСБ вокруг каждой из своих компаний. Трансформация создаёт условия для реализации данной задачи, так как в Фонде должен остаться только целевой бизнес, вспомогательные функции может осуществлять МСБ.

 

Уважаемые дамы и господа!

 

В одном из выступлений докладчиков была отмечена необходимость вовлеченности в процесс трансформации представителей высшего руководства страны, начиная с Главы государства. Я считаю, что это – одно из основных условий для успешной индустриализации страны и ее вхождения в число 30 развитых государств мира. Поэтому Президент будет лично заниматься данным вопросом. Однако этого недостаточно, поскольку важным фактором является также привлечение в Фонд молодых людей, имеющих желание работать во благо государства. Необходимо обеспечить продвижение таких работников в соответствии с их знаниями и опытом, а не по другим критериям.

У нас должен быть четкий план работы, очерченный по времени. Поручаю Премьер-Министру организовать независимый мониторинг, чтобы я лично знал, где идет прерывание процесса, и принимал соответствующие меры. Сегодня важный для всех день – мы даем старт трансформации и полны решимости реализовать ее, для этого у нас есть все необходимые возможности.

 

Астана, 6 октября 2014 г.


Все выступления