Категории разделов

Выступления

28 апреля 2014
Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова

 

От идеи Евразийского союза – к новым перспективам евразийской интеграции.

 

Уважаемые участники встречи!

Я поздравляю коллектив университета с теми колоссальными изменениями, которые произошли в МГУ за последние десятилетия. Меня как Почётного профессора университета радуют ваши научные победы, укрепление позиций в мировой науке и образовании. Я глубоко удовлетворен тем, что 14 лет назад Владимир Путин поддержал мою идею об открытии в Астане филиала МГУ имени М.В.Ломоносова.

В этом году филиал в Астане уже вручит диплом своему  тысячному выпускнику. Это знаменательное событие! Сейчас специалисты с дипломом МГУ успешно работают в экономике, науке и других направлениях Казахстана. Поэтому выражаю благодарность всем, кто участвовал в становлении Казахстанского Филиала МГУ.

 

Дорогие друзья!

20 лет назад здесь, в стенах МГУ, я впервые предложил идею создания нового интеграционного объединения – Евразийского Экономического Союза.

Его концепция базировалась на истине, одинаково близкой и понятной всем гражданам наших стран. Общая история, взаимное экономическое притяжение, тесная взаимосвязь культур и близость людских стремлений дают нашим народам шанс выстроить новый тип многосторонних межгосударственных связей.

Я был и остаюсь твёрдым сторонником того, что Евразийский Союз возможен только на принципах добровольности, равноправия, взаимной выгоды и учёта прагматических интересов каждой страны-участницы. Эта инициатива стала отправной точкой для нового исторического процесса, который сейчас называют евразийской интеграцией.

Во-первых, моя идея, непонятая и недооценённая большинством политиков того времени в СНГ, сегодня стала широко востребованной в деловых кругах и на общественно-гуманитарном уровне.  Возникло и сейчас успешно работает множество совместных площадок, подпитывающих евразийскую интеграцию. Это Евразийский банк развития, Евразийский деловой совет, Евразийский Медиа-форум, Евразийская ассоциация университетов и многие другие.

18 лет назад одним из первых объектов, которые мы открыли в Астане, стал Евразийский национальный университет имени Льва Николаевича Гумилева. Сегодня это ведущий вуз Центральной Азии. Лев Николаевич Гумилев является одним из прозорливых русских интеллектуалов, предвидевших судьбоносность евразийского пути российского государства. Об этом же свидетельствуют труды выдающихся мыслителей К.Леонтьева, Н.Данилевского и многих других. И об этом же говорят история, география, культура, экономика России. Сегодня понятие «евразийская интеграция» стало брендом, который активно используют политики, экономисты, журналисты и общественные круги.

Во-вторых, особо хочу подчеркнуть, что современная евразийская инициатива никогда не была оторванной от реальностей.

Прежде всего, она всегда учитывала, что  независимость и политический суверенитет приоритетны для всех государств-участников интеграционного процесса.

И в то же время её суть изначально заключена в искренней заботе об интересах простых граждан Казахстана, России, Беларуси, а также других стран Евразийского пространства. В 1998 году я предложил программу «Десять простых шагов навстречу простым людям». За эти годы практически все её положения реализованы.

Совместные границы между государствами Таможенного союза стали прозрачными для беспрепятственного пересечения гражданами наших стран, провоза грузов и товаров, валютных средств. С 2009 года товарооборот Казахстана с партнерами по Евразийскому экономическому пространству и Таможенному союзу увеличен на 88 процентов до 24,2 миллиарда долларов. Наш экспорт в Россию и Беларусь вырос на 63 процента, в том числе вывоз обработанных товаров увеличился в 2 раза.  Мы открываем совместные предприятия с российскими и белорусскими кoмпаниями. У наших стран действуют соглашения о взаимном признании дипломов о высшем, среднем и профессиональном образовании.

Ежегодно десятки тысяч граждан Казахстана, России и Беларуси, а также ряда других стран СНГ пользуются равными правами на обучение в вузах наших государств, трудоустройство и получение неотложной медицинской помощи. Расширяются условия для ведения малого и среднего бизнеса гражданами одного государства на территории других стран-участниц. Евразийская интеграция даёт много преимуществ для плодотворного развития культурно-гуманитарных связей, туризма. Всё это конкретные выгоды для миллионов людей. И сейчас уже невозможно представить, что ничего этого могло бы и не быть.

В-третьих, евразийская инициатива изменила характер и придала динамизм интеграционным процессам на всём пространстве СНГ. Так, была создана Организация Договора коллективной безопасности. В 2000 году было учреждено Евразийское экономическое сообщество. В целом, более конкретной стала деятельность Содружества Независимых Государств и его структурных звеньев. В его рамках работают почти 40 отраслевых межгосударственных органов.

В-четвертых, евразийская инициатива на рубеже ХХ и ХХI столетий оказала серьёзное воздействие на международные отношения, в том числе и за пределами её первоначального географического поля. Базовые евразийские принципы применены в создании и деятельности Шанхайской организации сотрудничества. На такой же прагматичной основе уже более 20-ти лет идёт успешный процесс Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии.  В 2010 году на Астанинском саммите ОБСЕ я предложил приступить к работе по формированию общей Континентальной платформы  безопасности Евразии.

Основанная на принципах доверия, равноправия и взаимной выгоды, она могла бы включить и европейское, и азиатское измерения. Эта позиция была отражена в Астанинской декларации ОБСЕ «На пути к сообществу безопасности». В-пятых, евразийская идея сейчас, в середине второго десятилетия ХХI века, обретает реальные геоэкономические и геополитические очертания.

Успешно работают Высший Евразийский Экономический Совет и Евразийская Экономическая Комиссия. Казахстан, Беларусь и Россия применяют Единый Таможенный кодекс, координируют свою макроэкономическую политику.

Символично, что в год 20-летия идеи создания Евразийского экономического союза в Астане планируется подписать исторический Договор о создании этого интеграционного объединения. Свою заинтересованность участвовать в работе союза проявляют ряд других стран. Экономический потенциал евразийской интеграции очень высок.

Совокупный объём экономик только 3-х стран–участниц составляет 2,2 триллиона долларов. Общий объём выпуска промышленной продукции трёх стран составил почти 1,5 триллиона долларов США. Перспективный интеграционный эффект в виде прироста совокупного ВВП к 2030 году может составить порядка 900 миллиардов долларов.

Таким образом, евразийская интеграция обеспечивает нам общее стратегическое преимущество накануне грядущей Третьей глобальной индустриальной революции. Она происходит в условиях драматического акта смены парадигмы мироустройства в сторону многополярности. Нынешняя глобальная нестабильность – это кризис не только экономики, но и международного права, глобальной  политики.

С ними не справляются G-8 и G-20. Именно поэтому в 2012 году я выдвинул инициативу G-GLOBAL. В нём интерактивно участвуют 160 стран. G-GLOBAL включает фундаментальные принципы мира в XXI веке: эволюция; справедливость, равенство, консенсус; глобальная толерантность и доверие; глобальная транспарентность; конструктивная многополярность.

Я считаю, что нынешний глобальный вызов будет преодолен, если  произойдут глубокие изменения в международном праве, внешнеполитической практике, методах межгосударственных отношений. Поэтому наши предложения о принципах G-GLOBAL сегодня, как никогда, полезны мировому сообществу. Я уверен, что они способны придать развитию мира конструктивный характер. В целом, сегодня мы видим огромную позитивную роль и конкретные результаты евразийского интеграционного процесса.

Дальнейшее углубление интеграции – это уже не только новые возможности, а наш общий долг перед нынешним и будущим поколениями граждан наших государств.

 

Дорогие друзья!

Двадцать лет назад я говорил о том, что именно Казахстан и Россия должны составить ядро интеграционного процесса, ведущего к созданию Евразийского Экономического Союза. Необходимо отметить важную роль Владимира Путина в том, что в начале ХХI века евразийская интеграция получила новую динамику развития. В 2010 году её поддержал Дмитрий Медведев.

Отношения Казахстана и России всегда были и остаются образцовым примером партнерства. Предыдущий 2013 год стал прорывным для наших стран. В Екатеринбурге был подписан уникальный Договор о добрососедстве и союзничестве в XXI веке.

Сегодня практически нет такой сферы, в которой бы на доверительной основе не взаимодействовали наши страны. Идёт процесс промышленной кооперации, в том числе на межрегиональном уровне. Успешно развивается энергетическое партнёрство, сотрудничество в космической отрасли, расширяется взаимодействие в культурно-гуманитарной сфере. Россия - крупнейший торговый партнер Казахстана.

В прошлом году товарооборот между нашими странами по результатам 2013 года составил 24 миллиарда долларов.  Это рекордный показатель за всю историю наших отношений. Он достигнут во многом благодаря Таможенному союзу и Единому экономическому пространству. Хотя прошлый год был не простым для наших экономик.              В конце прошлого года был заключён двусторонний Договор о военно-техническом сотрудничестве. Действует единая система противовоздушной обороны. По вопросам обеспечения  региональной безопасности мы тесно взаимодействуем с Россией в рамках международных организаций. Доверие, равноправие, взаимовыгодное сотрудничество и союзничество – это общие ценности казахстанцев и россиян, которые мы обязаны передавать дальше из поколения в поколение.

 

Уважаемые участники встречи!

Глобальный финансово-экономический кризис, от которого мир ещё толком не оправился, ускорил процесс регионализации различных ареалов планеты.

Он идёт в Северной и Южной Америке, Юго-Восточной Азии, субрегионе Персидского залива и арабо-мусульманском мире, Австралии и Океании, Западной Африке. Мы видим, как складываются крупные региональные системы с едиными алгоритмами межгосударственных экономико-финансовых отношений.

Очевидно, что в ХХI веке региональная интеграция становится важным фактором противодействия различным глобальным рискам. Сейчас, в условиях всеобщей глобализации, это коренной вопрос экономического и цивилизационного развития государств, повышения их глобальной конкурентоспособности.

Сегодня, говоря о Евразийском экономическом союзе, кое-кто из экспертов и политиков пугает мировое общественное мнение мифической «реинкарнацией» Советского Союза. Считаю, что рассуждения на этот счёт далеки от реальности и беспочвенны.

Во-первых, сегодня для реинтеграции по советскому образцу просто нет институциональной базы. Всё окончательно и бесповоротно стало достоянием истории.

Во-вторых, народы постсоветского пространства построили свою собственную государственность. В-третьих, нынешняя система собственности, социальная структура и экономический уклад наших обществ ушли далеко вперёд от советской архаики.

И в этом мы едины во мнении с руководством России и Беларуси. Однако не трудно заметить, что  в современном мире насчитывается несколько реализуемых региональных интеграционных проектов. Но ни один из них не вызывает таких неоднозначных оценок, как формируемый Евразийский экономический союз.

Откровенно скажу, что в таких негативных оценках я вижу, с одной стороны, попытки закамуфлировать опасения, что Евразийский экономический союз имеет потенциал стать довольно сильным конкурентом другим центрам глобальной экономической гравитации.

По сути, говоря языком права, речь идёт о приёмах недобросовестной конкуренции в глобальном масштабе уже на этапе становления нашего нового интеграционного объединения. Почему они не говорят об огромных перспективах сближения Европейского и Евразийского экономического союзов? Ведь выгода всем очевидна.

С другой стороны, шквал различных нелепиц только подчеркивает потенциал и перспективы идеи евразийской интеграции. Двадцать лет назад, предлагая проект Евразийского Союза, я предвидел, что экономическая прагматика будет определять его успех.

Всегда был и остаюсь искренним сторонником известной формулы – «сначала экономика, потом политика». Этот принцип носит всеобъемлющий характер, распространяясь как на внутреннюю, так и на внешнюю политику нашей страны. Такой подход обеспечил последовательность во всех сферах развития Казахстана – от экономических реформ до выстраивания прагматических отношений с партнерами на международной арене.

С первого дня Независимости наша страна развивается без зигзагов и попятных движений, без социальных потрясений и внутренних конфликтов. Мы всегда остаёмся достойным партнером, не меняем, подобно флюгеру, свои внешнеполитические приоритеты.

Откровенно говоря, многим странам СНГ не удалось выстроить такой же комплексной политики, достичь такого же стабильного развития. Сегодня, когда весь мир говорит об Украине, я не могу обойти стороной этот вопрос. Вы знаете, что я учился в Украине, и судьба украинского народа мне не безразлична.

Я с болью в сердце воспринимаю потрясения, произошедшие в этой стране.  Украина была второй в бывшем Союзе по своему промышленному потенциалу, индустриальной базе. Она имела гораздо больше стартовых возможностей для уверенного самостоятельного развития, чем все другие республики. Однако два десятилетия независимости в этой стране мало занимались экономикой и благосостоянием простых людей, а больше увлекались политикой.

В этом я вижу главную причину нынешнего кризиса в Украине. Мы желаем братскому украинскому народу скорейшего восстановления стабильности, согласия и единства. При любом раскладе Украине выгодны отношения с нашими странами. Надо это помнить.

Убежден, участие государств в интеграции должно служить стимулом для индустриализации национальных экономик, обеспечения людей работой, создания благоприятных условий развитию бизнеса. Успешной будет только та интеграция, которая обеспечит рост благосостояния народов, даст людям новые возможности для честного и справедливого труда, прежде всего, у себя в стране, а не где-то за гроши и далеко на чужбине.

Вопросы экономики и благополучия граждан приоритетны в плане участия Казахстана в евразийской интеграции. Мы видим в будущем Евразийском экономическом союзе огромные возможности для инновационного прорыва и ускоренного развития нашей страны.

Как вы знаете, в Казахстане реализуется новая Стратегия долгосрочного развития до 2050 года. Мы досрочно реализовали Стратегию «Казахстан - 2030» и теперь поставили перед собой новую цель – стать к середине ХХI века одной из 30-ти самых развитых стран мира. Мы намерены достичь этой цели как суверенная и достойная часть общего евразийского геоэкономического пространства.

Предлагаю нашим партнёрам по Евразийскому экономическому союзу поставить высокую планку – к 2050 году войти в первую тройку лидеров интеграционных объединений мира. Здесь роль российской экономики очень важна.

Поэтому развитие нашего объединения должно базироваться на принципах экономического прагматизма; ответственности; эволюционности развития и открытости Евразийского экономического союза.  Казахстан начинает путь к новой вершине с высокого старта.

В прошлом году мы стали 50-й страной в Глобальном индексе конкурентоспособности. По рейтингу лёгкости ведения бизнеса мы заняли 50-е место и улучшаем этот показатель. По итогам 2013 года ВВП Казахстана вырос на 6 процентов.

Совокупные международные резервы страны насчитывают уже около 100 миллиардов долларов. В Казахстане поставлены и реализуются чёткие модернизационные задачи. Это, прежде всего, форсированная индустриализация экономики. В её рамках за 4 года построено 780 новых предприятий, освоено более 250-ти новых видов продукции.

Сегодня 111 стран мира покупают готовую продукцию казахстанских предприятий.Мы ежегодно вводим в строй сотни новых инновационных предприятий, включая проекты в области электроэнергии, энергосбережения и «зелёных технологий». Мы первыми в СНГ приняли Стратегию развития «зеленой экономики». У нас развиваются такие инновационные кластеры как глубокая переработка нефтегазового сырья, нефтехимия, туризм.

Заложены основы новых отраслей экономики, которых раньше никогда не было в Казахстане, - автомобиле- и авиастроение, производство тепловозов и вагонов, спутников Земли, электроника и многое другое. Динамично развивается аграрный сектор, как один из региональных центров производства продовольствия.

В 2015 году завершится сооружение транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай» - это 2700 километров, которые проходят по нашей территории и строятся также в России и Беларуси. Вместе со своими соседями мы построили новые железнодорожные магистрали с выходом в Китай и Юго-Восточную Азию, завершаем строительство железной дороги в Иран и страны Персидского залива.

Важные перемены идут в сфере образования. В ведущих университетах по всему миру обучаются около 20-ти тысяч молодых казахстанцев. 10 тысяч выпускников лучших международных вузов уже работают в нашей экономике, на госслужбе, производстве, в школах, вузах и больницах.

В Астане открыт новый университет мирового уровня, во всех регионах построено 20 интеллектуальных школ. Реальностью казахстанской медицины стали операции по пересадке сердца и других органов, лечение стволовыми клетками и другие инновации. Растёт продолжительность жизни казахстанцев. Это стало возможным благодаря серьезным вложениям государственных средств в эти отрасли. Как вы знаете, я всегда с особым уважением относился к научному наследию «школы евразийцев», особенно,  к оригинальной исторической концепции Льва Гумилева. Это направление оставило нам много опережающих время идей. В ХХI веке их глубокое изучение приобретает особую актуальность. Но самое ценное для нас, живущих в условиях всеобщей глобализации, заключено в том, что труды Гумилева дают возможность всем народам гордиться и своим уникальным историко-культурным кодом, и тем, что мы все – евразийцы!

Евразийская интеграция - это великая возможность, которую открыл нам на рубеже двух тысячелетий объективный ход исторического прогресса.

 

Уважаемые участники встречи!

Идея Евразийского Экономического Союза при широкой общественной поддержке, в том числе научного сообщества, стала детальной программой практических действий. ЕврАзЭС, зона свободной торговли с участием большинства стран СНГ, Таможенный союз и Единое экономическое пространство Казахстана, Беларуси и России – это последовательные плоды нашей совместной работы. В ХХI веке мы стали свидетелями феномена сжатого исторического времени. Это один из вызовов, с которым сталкивается весь глобализированный мир. Многие практические вопросы евразийской интеграции нам приходится решать в предельно ограниченные сроки.

Для сравнения, процессу интеграции в Европе понадобилось 11 лет для создания таможенного союза, 34 года – для формирования общего рынка, 40 лет – для экономического и валютного союза. Но тогда был другой исторический фон, иная система рисков и вызовов. У евразийской интеграции сейчас нет такого «богатства времени».

Таможенный союз начал работать лишь с 2011 года. Нам приходится действовать в условиях глобального экономического цейтнота, как следствия грядущих  и неизбежных масштабных технологических изменений в ХХI веке и других вызовов.

Евразийский союз может столкнуться с разными кризисными ситуациями в мировой экономике, как это сейчас переживает Евросоюз. Кризисные ситуации могут возникать и в наших экономиках. Украинский фон – не лучшее время для нас. Немало желающих увидеть провал нашей идеи. Поэтому мы должны максимально учесть эти вызовы при подписании договора о Евразийском экономическом союзе.

Эти факторы не должны порождать каких-либо «иллюзорных» подходов к нашим решениям. К сожалению, на экспертном уровне есть болезненное «нетерпение», откровенно говоря, «побыстрей сляпать»  будущий экономический союз, что называется, по шаблону. Естественно, в ущерб содержанию. Я не сторонник таких упрощенных подходов.

Все должны понимать, что мы не лепим сверкающего белизной снеговика, который может растаять при новых изменениях геоэкономической или геополитической конъюнктуры. Объективности ради напомню, что и прежде принимались «быстрые решения» об отдельных интеграционных объединениях в СНГ.

И ранее, ещё в 90-е годы, в разных форматах подписывались договоры о создании общего валютного, таможенного и экономического пространств и так далее. Но где они сейчас? Кто их помнит? Они остались лишь безуспешными попытками, не отражёнными даже в учебниках истории. В случае с Евразийским экономическим союзом, мы не имеем права на подобные ошибки и пустую декларативность. Откровенно скажу, что сейчас любая оплошность или недочёт могут погубить интеграционный процесс, лишив его поддержки деловых кругов и миллионов людей.

Именно такое убеждение лежит в основе ряда принципиальных позиций Казахстана в переговорном процессе о создании экономического союза. В этом году мы выходим на  исторический рубеж подписания Договора о Евразийском экономическом союзе. Вместе с тем, сегодня важно смотреть за горизонт, определив стратегию дальнейших действий, как минимум, на 15-20 лет вперед.

Прежде всего, важно понимать, что главная миссия Евразийского экономического союза в первой половине ХХI века заключается в двух важных аспектах.

Во-первых, стать одним из ключевых экономических макрорегионов мира. По расчетам экспертов, в нынешнем столетии мировой центр «экономической гравитации» смещается к Востоку, в Азию, в том числе и на территорию нашего будущего экономического союза. Мы располагаемся между крупнейшими производительными массивами мира – Евросоюзом и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Это дает нам естественное конкурентное преимущество в качестве геоэкономического моста между Востоком и Западом, Европой и Азией. В то же время мы не можем быть просто посредниками в передаче товаров и технологий от одного ареала к другому.

Евразийский экономический союз  должен сразу формироваться как новый центр глобальных инноваций и притяжения для транснационального бизнеса. Во-вторых, важная составляющая миссии евразийской интеграции заключена в том, чтобы обеспечить вхождение каждой страны-участницы в число наиболее развитых государств мира.

Евразийский экономический союз должен быть не бременем, а благом для народов и всех национальных экономик. У нас должна быть чёткая система индикаторов, измеряющих влияние евразийской интеграции на рост уровня жизни населения, производительность и конкурентоспособность экономики. Только придерживаясь такого подхода, мы сможем обеспечить привлекательность «евразийского выбора», навсегда отсечь любые сомнения насчет судьбоносных целей Евразийского экономического союза.

Весь процесс евразийской интеграции должен быть функционально и практически подчинён именно решению этой важнейшей двуединой цивилизационной миссии. Только так можно будет обеспечить непрерывный успех евразийской интеграции и всеобъемлющую общественную поддержку её целям и задачам. На мой взгляд, в стратегическом развитии Евразийского экономического союза на ближайшие 15-20 лет важно предусмотреть следующие приоритеты.

ПЕРВОЕ. Это формирование базовых условий для ускоренного инновационного технологического прорыва национальных экономик и всего пространства евразийской интеграции. Считаю важным разработать и принять Программу евразийского инновационно-технологического взаимодействия на период до 2025 года.

В ней важно, не распыляя сил и средств, определить совместные точки экономического роста, сформировать ряд индустриальных консорциумов по наиболее перспективным направлениям. Например, в глубокой переработке минеральных ресурсов, аэрокосмической, химической отраслях, машиностроении, агропроизводстве, энергетике, транспорте. Считаю важным учредить на паритетной основе Евразийский инновационный Совет, который бы занимался вопросами нашего сотрудничества в сфере инноваций.

Надо создать совместные научно-исследовательские кластеры, как на двухсторонней, так и на многосторонней основе. Конкретные проекты должны стать движущей силой экономической интеграции - создавать конкурентоспособную продукцию, рабочие места, наращивать отчисления в национальные бюджеты.

ВТОРОЕ. Территория Евразийского экономического союза должна стать передовым звеном общеконтинентальной, в масштабах всей Евразии, инфраструктуры.

Здесь важно проработать и осуществить ряд проектов. Например, создать Единую Евразийскую Сеть Телекоммуникаций, построить скоростную железнодорожную магистраль по маршруту Минск – Москва – Астана – Алматы, провести модернизацию  сети действующих автомобильных и железных дорог, особенно, выходящих на западе - к европейским, на востоке – к китайским транспортным системам, а также реализовать проект канала «Евразия»: «Каспий-Черное море». Важное значение для прочности будущей евразийской экономики имеет создание  Единой внутренней газотранспортной сети, которая бы обеспечила газоснабжение всех национальных экономик по согласованным и одинаковым тарифам. Надо разработать и принять совместную программу «Евразийская энергетика» как дорожную карту глубокой интеграции энергетического комплекса. Мы также предложили России совместно построить у нас  АЭС.

ТРЕТЬЕ. Для меня абсолютно ясно, что основу общеевразийской экономики должен составить малый и средний бизнес. Это важнейший вопрос обеспечения гибкого реагирования на все возможные глобальные вызовы экономического характера. Институты финансовой и сервисной поддержки могут создаваться на базе действующего Евразийского банка развития. Нужно создавать информационно-аналитическую и         научно - практическую инфраструктуру евразийской интеграции.

Выработка    механизмов Евразийского экономического союза должна стать точкой притяжения сил лучших экспертов и научного потенциала наших стран, площадкой для отработки подходов к согласованию интересов. Целесообразно учредить Евразийскую аграрную академию, которая может объединить научно-практический потенциал национальных аграрных отраслей. Кооперация в аграрном секторе даст мощный толчок экспорту продовольствия, при этом не создавая конкуренции между нашими сельхозпроизводителями.

ЧЕТВЕРТОЕ. Цели Евразийского экономического союза выдвигают особые требования к его правовым и организационным механизмам. Они должны представлять инструмент, который основан на твердых принципах, но в то же время обладает достаточной гибкостью, чтобы адекватно реагировать на любые изменения.  Очевидно, что структура и методы управления органами Евразийского экономического союза не могут быть просто калькой с других интеграционных структур. Нужно искать инновационные модели менеджмента, отвечающие уникальной миссии нашего объединения. Это защитит их от бюрократизации и превращения в синекуру невостребованных чиновников национальных государственных аппаратов. Вы знаете, что я предлагал разместить наднациональные органы Евразийского экономического союза в Астане, находящейся в самом сердце континента Евразии.

Здесь нет никакой амбициозности. Это нагрузка для нашей страны. Я обосновывал это, во-первых, необходимостью сбалансировать алгоритм регулирования всего экономического пространства. Во-вторых, важностью устранить все внешние подозрения относительно евразийской интеграции и то, что Россия «всё формирует под себя». В качестве другого варианта я напоминаю, что двадцать лет назад я призывал сделать центром союза город, находящийся в регионе, где географически сходятся Европа и Азия.

Считаю, что можно изучить кандидатуры казахстанских городов Атырау, Актобе или российского – Екатеринбурга. Но Астана более готова к этой роли.

Сегодня обоснование такого выбора я дополнительно аргументирую и важностью создания новой евразийской агломерации, нового центра роста в срединной части территории евразийской интеграции. Она могла бы сцементировать все регулирующие нити на основе примерного равноудаления административного центра Евразийского экономического союза от крайних точек единого экономического пространства.

ПЯТОЕ. Я убежден, что экономическая интеграция активизирует и сделает более глубокими культурно-гуманитарные связи между нашими народами. ХХI век однозначно делает культурный сегмент важнейшей составляющей национальных экономик, приносящих солидный процент роста ВВП. Это и туризм, в том числе историко-культурный, экологический и медицинский. Это образовательные услуги, которые особенно важны для инновационно-индустриального развития и систем управления.

Это сектор экономики развлечений, спорта и производства информационного продукта. В то же время важно, чтобы процесс культурно-гуманитарной интеграции не размывал духовно-культурного разнообразия евразийского пространства доминированием какого-то одного сегмента. Я считаю недопустимой эрозию национального содержания культур любой из наших стран. Поэтому важно поощрять изучение в школах и вузах государств-участников истории, литературы, культурного наследия и языков друг друга.

Считаю важным, чтобы евразийские вещательные структуры, которые появятся у нас в будущем, использовали государственные языки всех стран, участвующих в интеграционном процессе. Это будет сближать нас и вызывать большее доверие. Также предлагаю объявить день подписания в Астане Договора о создании Евразийского экономического союза Днём Евразийской интеграции.

 

Дорогие друзья!

Таково в целом, моё видение того стратегического пути, который предстоит пройти евразийской интеграции в ХХI веке. Я снова делюсь моими мыслями с вами – научной элитой, которая непосредственно работает с  молодежью. Конструкция нашего экономического союза – не застывший догмат. Нам предстоит столкнуться со многими сложными вызовами времени. Интеграционный выбор – не «волшебная палочка», и не гарантирует чудес.  Только время обладает исключительным даром убеждения.

Опыт двух десятилетий, которые прошли с обнародования мной идеи евразийской интеграции, это подтверждает. Я искренне надеюсь, что мои подходы и видение важного этапа становления Евразийского экономического союза получат поддержку в научных кругах и среди общественности России.  Я глубоко убеждён, что ХХI век будет столетием великой, процветающей Евразии.

Благодарю за внимание!


Все выступления
 
Другие выступления и обращения
Все выступления и обращения