National Emblem of Kazakhstan

Официальный сайт

Президента Республики Казахстан

Официальный сайт

Президента Республики Казахстан

Выступления


Выступление Президента Казахстана Н.Назарбаева на открытии четвертой сессии Парламента РК пятого созыва

2 сентября 2014 года

 

Құрметті Мәжіліс және Сенат депутаттары!

Баршаңызды жаңа парламенттік маусымның ашылуымен шын жүректен құттықтаймын! Жұмыстарыңызға табыс тілеймін. Еліміздің әлеуметтік-экономикалық дамуында жылдар бойғы оңтайлы үдерістердің қалыптасуы Парламентіміздің жұмысымен де тікелей байланысты екенін ерекше атап өткім келеді. Парламент алдағы уақытта да осы қарқыннан таймай, халық өкілі ретіндегі өз міндетін абыроймен атқаратынына сенімдімін. Қазіргі таңда біз дамудың ең шешуші сатысы – «Қазақстан 2050» Стратегиясын жүзеге асырудамыз. Бұл құжатты заңнамалық тұрғыдан қамтамасыз ету сіздердің айрықша міндеттеріңіз болып табылады. 

Төртінші сессияның өз ерекшелігі бар. Ол өздеріңізге белгілі, 2008 жылғы қазанда сайланған Парламент Сенаты депутаттарының өкілеттік мерзімінің аяқталуына байланысты. Жаңа сенаторларды сайлау мерзімі биылғы жылдың 1 қазанына белгіленіп отыр. Еліміздің жоғары заң шығарушы органына 16 өңірден бір-бір депутаттан сайланатын болады. Парламент Сенатына сайлауға дайындық ашық, жария түрде өтіп жатыр және қоғамда шынайы қызығушылық тудырып отыр. Халық арасында саяси белсенділік пен құқықтық мәдениет артып келеді. Сондықтан біздің алдымызда әділ және ашық сайлау өткізу міндеті тұр. Азаматтардың құқықтары мен бостандықтарын құрметтеу, Конституцияның нормалары мен қағидаттарын сақтау Қазақстан Республикасының тұрақты демократиялық дамуының кепілі болып табылады. Осыны естен шығармағанымыз абзал.

 

Уважаемые депутаты!

Новая сессия Парламента начинается в непростых условиях. Сохраняется непредсказуемость в мировой экономике. Углубляются геополитические риски, в том числе, связанные с осложнением международных отношений из-за событий в Украине. Взаимные санкции применили друг против друга государства, производящие в общей сложности 60 процентов мирового ВВП. Всё это влечёт серьёзные коррективы и изменения в сложившиеся экономические отношения и миропорядок. Это приведет к снижению роста экономики наших партнеров, что повлияет и на нас. Поэтому важно сделать всё, чтобы предупредить возможные негативные вызовы для экономики, благосостояния народа и безопасности Казахстана. Этим по моему поручению занимается Правительство.

Сегодня необходима слаженная работа Парламента и Правительства, чтобы умело воспользоваться открывающимися «окнами возможностей». Одна из главных задач, связанных с вхождением Казахстана в 30 развитых стран - продолжение административной реформы и создание эффективной системы госуправления с профессиональным и компактным госаппаратом. Как вам известно, уже реализовано решение о новой структуре Правительства. Подписан и реализуется Указ о разграничении полномочий между уровнями государственного управления. Это даёт возможность сократить многоступенчатость и дублирование в работе государственного аппарата.

В основе этого процесса заложены следующие подходы.

Во-первых, в сегодняшней экономической ситуации Правительство должно сосредоточиться на стратегических вопросах по реализации основных направлений социально-экономической политики. Необходимо передать министерствам компетенцию по принятию подзаконных актов -  различных правил, инструкций, положений и т.д. Каждый министр должен будет иметь все необходимые полномочия по курируемой сфере и нести полную ответственность за принятые решения. Это требование надо законодательно урегулировать.

Во-вторых, комитетам министерств, наряду с контрольными и реализационными функциями, предоставляются полномочия по принятию решений, обеспечивающих осуществление государственной политики в соответствующих сферах. Прежние функции комитетов по централизованному контролю за обеспечением эффективного регулирования отрасли, должны сохраниться за территориальными органами. Например, в сфере энергонадзора мы с 1 января 2015 года переходим к формированию единого рынка мощности. Поэтому контроль за энергетической системой должен осуществляться централизованно. На центральном уровне должны оставаться контроль и надзор в некоторых других важных сферах и отраслях. Это я своим Указом определил. С 2017 года необходимо трансформировать Комитет по оплате медицинских услуг Министерства здравоохранения и социального развития, создав Фонд обязательного медицинского страхования. Ныне действующая Единая национальная система здравоохранения будет базой для данного Фонда.   

В-третьих, акиматам необходимо передавать функции, которые более эффективно исполняются  на уровне регионов. Это, прежде всего, функции местного значения. В пользу этого говорит и широкий  международный опыт. При этом одна функция должна быть закреплена только за одним государственным органом. Дублирования быть не должно. Центральные госорганы должны следить за тем, чтобы качество контроля и надзора за соблюдением всех норм законодательства не снижалось. Считаю, что и по сельскому хозяйству  нужно расширить спектр полномочий местных органов власти. Важно также обеспечить укрепление акиматов в сфере ветеринарного контроля с передачей функции и соответствующего штата специалистов.

Безболезненно можно передать в ведение акимов и отдельные функции, связанные с оказанием услуг населению в сфере теплоснабжения. Например, вопросы функционирования объектов теплоснабжения и подготовки к отопительному сезону должны полностью быть в руках местного акима. В то же время, передача функций местным органам - это не только наделение их большими полномочиями.Это их новая ответственность за реализацию и достижение всех целевых показателей.

В-четвертых, в рамках разграничения полномочий необходимо продолжить работу по передаче государственных функций в негосударственный сектор. Эти функции во многих странах осуществляют саморегулируемые организации. Для этого надо приступить к созданию сети таких независимых организаций. Я остановился только на основных подходах, используемых в моём Указе по разграничению полномочий между уровнями госуправления. Поручаю Правительству внести в текущем месяце в Парламент соответствующий законопроект, направленный на реализацию данного Указа. Рассмотрение этого законопроекта  необходимо сделать срочным. 

 

Уважаемые депутаты!

В рамках реализации задач по вхождению Казахстана в 30 развитых стран необходимо продолжить работу по структурным реформам с учетом передового мирового опыта. Основная цель -  это создание максимально благоприятных условий ведения бизнеса, стимулирование притока инвестиций, защита предпринимательства, а также повышение качества госуслуг.

Я вижу следующие направления структурной реформы, по которым нужно провести законотворческую работу.

Первое.  Необходимо завершить процесс принятия кодексов нового поколения – Предпринимательского и Гражданского процессуального кодексов.

Второе. Для эффективной инвестиционной деятельности необходимо полноценное развитие арбитража. Не секрет, что сейчас инвесторы, особенно иностранные, предпочитают  обращаться  за разрешением  возникающих споров, в зарубежные арбитражные инстанции. Это говорит о слабом доверии  к нашей судебной системе и ее решениям. Следует рассмотреть возможность принятия комплекса мер по развитию отечественного арбитража, работающего по общепринятым международным стандартам. Поручаю Правительству до 1 апреля 2015 года разработать и внести в Парламент единый Закон об арбитраже.

Третье. Необходимо упростить оказание государственных услуг населению и бизнесу. Надо расширить функционал «Электронного правительства».  Поручаю Правительству до 2017 года интегрировать все существующие государственные системы и базы данных на платформе «Электронного правительства». Надо идти по пути дальнейшего упрощения регистрации юридических лиц. Следует также упростить процедуры ликвидации субъектов частного предпринимательства. Ставлю задачу - с 1 января 2016 года расширить применение для инвесторов принципа «одного окна». Для тех инвесторов, которые заключили инвестиционные контракты по приоритетным проектам, этот принцип должен начать действовать с 1 января 2015 года.

Четвертое. Необходимо продолжить работу по переводу выдачи разрешений и уведомлений в электронный формат. В течение 2015 года Правительство должно сократить количество разрешений на 50 процентов. Также надо существенно снизить количество проверок бизнеса.

Пятое.  Следует максимально упростить таможенные процедуры. С 1 января 2015 года таможенный контроль должен быть перенесен с этапа таможенной очистки на этап после выпуска товаров. До конца текущего года в целях поддержки отечественных экспортеров надо выработать меры по снижению стоимости перевозки грузов, сокращению сроков таможенного оформления  и контролю их соблюдения. Поручаю Правительству  инициировать изменения в соглашение Таможенного союза о единых принципах и правилах технического регулирования на предмет признания международных сертификатов соответствия. Это позволит существенно снизить затраты наших предпринимателей.

Шестое.  При проведении реформ мы не должны забывать о повседневных проблемах, с которыми сталкивается население. Считаю необходимым провести ревизию законодательства и максимально сузить требования о нотариальном заверении документов. Предусмотреть по принципу «одного окна» выдачу справок для населения, требуемых при трудоустройстве, выезде за рубеж и получении водительских прав. Начиная с 2015 года, отменить техосмотр личного автотранспорта, не используемого в коммерческих целях, со сроком эксплуатации до 7 лет, а также доверенность на управление транспортным средством. Основные законодательные изменения по структурным реформам Правительство должно учесть в проекте Закона по вопросам кардинального улучшения условий ведения предпринимательской деятельности. Поручаю Правительству внести в Парламент данный законопроект в сентябре текущего года. Его рассмотрение я объявляю приоритетным.

 

Уважаемые депутаты!

Сегодня в правовой сфере проведен ряд реформ, нацеленных на эффективную борьбу с коррупцией. Но их недостаточно. До конца текущего года необходимо принять Антикоррупционную стратегию Республики Казахстан до 2025 года. Государство должно создать условия, при которых использование служебных полномочий в корыстных целях, станет невыгодным и невозможным. Для этого надо перенять лучший мировой опыт в этой работе. В настоящее время ведется подготовка законодательных изменений по переходу на всеобщее декларирование доходов и расходов населения. Полное внедрение декларирования необходимо обеспечить с 2017 года.

Наиболее высокие коррупционные риски сохраняются в сфере государственных закупок.  Для решения проблем предпринимателей и снижения коррупционных рисков до конца 2014 года Правительство должно разработать и внести в Парламент проект Закона «О государственных закупках» в новой редакции. Кроме того, в ходе четвертой сессии необходимо рассмотреть в приоритетном порядке следующие  законопроекты.

Первое. На рассмотрении в Парламенте находится законопроект по вопросам недропользования. Его принятие обеспечит значительное упрощение процедур получения права недропользования, снижение административных барьеров, прозрачность принятия решений.

Второе. Особое значение приобретает развитие агропромышленного комплекса.  Сегодня в АПК работают порядка 7 тысяч крупных агроформирований,  184 тысячи сельхозпроизводителей и занято около 2 миллионов человек. Только в текущем году на развитие отрасли предусмотрено  302 миллиарда тенге, из них 40 миллиардов тенге  на возвратной основе. Ежегодно растут объемы предоставляемых государством субсидий. По сравнению с прошлым годом объём субсидий вырос почти в 2 раза – с 88,7 миллиарда тенге до 156 миллиарда тенге. С начала года финансовую поддержку в виде кредитов и лизинга уже получили более 6,6 тысяч субъектов агробизнеса на сумму более 72,5 миллиарда тенге. На проекты перерабатывающих производств будет направлено 25 миллиардов тенге из выделенных 100 миллиарда тенге из Нацфонда. За эффективным расходованием средств должен быть строгий контроль и отчетность.

Сегодня развитие АПК также требует законодательного обеспечения. Правительством разработан блок изменений в налоговое законодательство для повышения производительности в АПК. Этой осенью данный законопроект должен быть внесен в Мажилис Парламента. Также поручаю Правительству до конца текущего года разработать проект Закона «О сельскохозяйственной кооперации».

Третье. Сейчас на рассмотрении Парламента находится законопроект, направленный на совершенствование системы академического управления автономных организаций образования, Правительству и депутатам надо внимательно подойти к этому вопросу. У нас эту реформу руководители образовательных учреждений не должны понимать, как возможность делать «что они захотят» и без контроля.

Четвертое. Поручаю Правительству в сентябре этого года внести в Парламент законопроект по вопросам образования, предусматривающий   обязательное прохождение производственной практики на предприятиях с учетом дуальной системы.

Пятое.  Приоритетного рассмотрения требует и законопроект по вопросам миграции населения. Поручаю Правительству внести этот законопроект на Ваше рассмотрение до конца текущего года.

 

Уважаемые депутаты!

Как видите, у Парламента прибавляется работы. Но всё это необходимо для успешного развития страны. Вызовы XXI века таковы, что требуют активной и синхронизированной деятельности всех институтов государственной власти. Все мы - я, Правительство, Администрация Президента, все исполнительные органы - каждый день работаем  в интенсивном режиме. Поэтому обращаюсь к вам с просьбой рассмотреть возможность сокращения времени депутатских каникул, как в летний период, так и в течение года. Как это принято в других парламентах мира. Думаю, что фракция партии «Нур Отан»  внимательно изучить вместе с вами этот вопрос. Тем более, я знаю, что среди вас эта тема неоднократно обсуждалась и обращения ко мне по этому поводу также имели место. Такое решение  позволило бы депутатскому корпусу работать слаженно и в едином ритме со всеми государственными органами во благо народа.

Сегодня перед нами стоят непростые задачи. Нам нельзя опаздывать с принятием решений. Время сжимается и требует ускорять наши действия. Сегодня необходимо формировать экономическую политику с учётом возникающих рисков, меняющейся геополитики и появляющихся новых возможностей. Важно сохранить достигнутый уровень развития,  предотвратить возможный  спад производства и снижение социального самочувствия населения. Это также задача акиматов всех уровней.

По моему поручению Правительство уже проработало ряд мер, исходя из оптимистичных и пессимистичных сценариев развития экономики. У нас уже есть четкий план действий по обеспечению экономической безопасности страны. При всех возможных вариантах развития, Правительству поручено не сокращать финансирование социальных обязательств государства. Это очень важно! Мы располагаем всеми необходимыми ресурсами для обеспечения стабильного благосостояния народа.

Ещё один важный вопрос – это празднование в следующем году 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Поручаю Правительству обеспечить выплату единовременной материальной помощи ветеранам войны и труженикам тыла. Ни один ветеран не должен остаться без внимания государства. Также следует предусмотреть для ветеранов оплату их расходов на проезд и проживание для участия в праздничных мероприятиях в Астане и Москве.

 

Уважаемые депутаты!

Как я уже отметил, через месяц, 1 октября, в ходе очередных выборов на одну треть будет обновлён состав Сената Парламента. Сегодня я хочу поблагодарить за профессионализм и активную работу тех сенаторов, чей срок полномочий заканчивается. Парламент Казахстана - одна из основ правового государства, одна из прочных опор стабильности, мира и согласия в нашем обществе. Ещё раз поздравляю всех вас с началом работы четвертой сессии. Желаю всем плодотворного законотворчества на благо государства и народа Казахстана!

 

г. Астана, 2 сентября 2014 года

 


Вернуться назад Вернуться назад Twitter Facebook Печать
Tokaev

Президент Республики Казахстан