National Emblem of Kazakhstan

Официальный сайт

Президента Республики Казахстан

Официальный сайт

Президента Республики Казахстан

Выступления


Выступление Президента Казахстана Н.Назарбаева на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан

6 августа 2014 года

 

Уважаемые участники совещания!

 

Я отмечаю, что в последнее время работа Правительства активизировалась, принимаются своевременные решения, по всем направлениям ведется конкретная деятельность. Ведется работа по выполнению задач, заложенных в Стратегии-2050 и Концепции вхождения Казахстана в число 30 развитых стран мира.

С учетом сложившейся в мировой экономике ситуации перед Правительством стоят новые задачи по следующим семи направлениям.

 

Первое. С 1 января 2015 года вступает в силу Договор о Евразийском экономическом союзе. 

Мы находимся на заключительном этапе вступления в ВТО. До декабря текущего года будет принята страновая Программа сотрудничества с ОЭСР. Нужно продолжать и углублять  работу по функционированию нашей экономики в новых интеграционных условиях. Назрела необходимость активной работы с российскими и белорусскими регионами и там, где это необходимо следует рассмотреть возможность открытия казахстанских торговых представительств. 

Для диверсификации экспорта особую актуальность приобретает развитие транспортной сферы. Необходимо завершить строительство «сухого порта» в СЭЗ «Хоргос Восточные ворота». Важно завершить создание инфраструктуры морских портов в Актау и Курык. Следует  рассмотреть возможность строительства свободных складов в странах Персидского залива и Тихоокеанского побережья. 

Вы знаете, что для стимулирования роста экономики в 2014-2015 годах было принято решение о выделении одного триллиона тенге из Национального фонда. Из них на поддержку и кредитование МСБ направлено 100 миллиардов тенге. На оздоровление банковского сектора – 250 миллиардов тенге. На реализацию Программы индустриально-инновационного развития – 150 миллиардов тенге. За прошедшие 3 месяца одобрены проекты малого и среднего бизнеса на общую сумму 78 миллиардов тенге. Фактическое финансирование проектов составило 47 миллиардов тенге. Это хорошее начало, но недостаточное. Каждый день простоя денег – это уменьшение темпов экономического роста страны. Соглашения с международными институтами развития предусматривают привлечение порядка 7 миллиардов долларов. Поручаю Правительству внести до 1 сентября текущего года конкретные предложения по  вложению в 2015 году средств второго транша - в размере 500 миллиардов тенге.

 

Второе. Диверсификация экономики - это главный приоритет работы Правительства. 

Государственная программа индустриально-инновационного развития на 2015-2019 годы разработана. В ней определены приоритетные отрасли промышленности на вторую пятилетку. В текущем году важно обеспечить положительные темпы роста в наших базовых отраслях экономики – нефтегазовой и горнометаллургической промышленности. Следует начать широкомасштабную работу по разведке новых месторождений и модернизации действующих мощностей. У нас есть возможность многократно увеличить запасы. 

Основным источником роста экономики сегодня выступает сфера услуг, доля которой в ВВП достигла 53 процента. Следует учитывать следующую закономерность. В странах, где целенаправленно принимаются меры по повышению конкурентоспособности сферы услуг, растёт производительность труда. А мы до сих пор упускаем этот сектор из внимания. Так, одно рабочее место, созданное в сфере туризма, влечёт за собой дополнительные рабочие места в легкой, пищевой промышленности и на транспорте. Поручаю Правительству до конца текущего года разработать и принять Комплексную программу по развитию сферы услуг до 2020 года.

В сфере агропромышленного комплекса второй год реализуется программа «Агробизнес-2020». Из докладов следует, что все необходимые решения, в том числе по финансированию АПК, на сегодня приняты. Вместе с тем, все ещё требуют своего решения вопросы переработки сельхозпродукции. В настоящее время из всей произведенной отечественной сельхозпродукции на дальнейшую переработку идет менее половины. Перерабатывается только порядка 30 процентов мяса, 40 процентов молока, всего лишь чуть более 4 процентов овощей и фруктов. При этом производственные мощности по переработке сельхозпродукции загружены в среднем лишь на 30 процентов. Здесь акиматы должны надлежащим образом работать, разбираться и решать проблемы. Где спрашивается отдача от принимаемых мер? Все вопросы необходимо комплексно рассмотреть. Я жду реальных результатов.

Другой пример. Государство субсидирует покупку племенных животных, заготовку кормов, а также ведение селекционной  и племенной работы. Предусмотрены меры по развитию отгонного животноводства. Поставлена задача к 2016 году довести экспорт мяса КРС до 60 тысяч тонн. На текущий год запланирован экспорт мяса в объеме 10 тысяч тонн. Не надо быть выдающимся экспертом для того, чтобы  сделать вывод о невероятности выполнения задачи. 

Отдельная тема – субсидии для сельского хозяйства. Ежегодно государство увеличивает объемы предоставляемых субсидий. Так, за последние пять лет они выросли в 2 раза. А каковы результаты? Я много раз подчеркивал, что госсубсидии должны получать только те товаропроизводители, которые внедряют передовые агротехнологии и выращивают востребованную культуру. Еще раз поручаю Правительству изменить механизмы субсидирования сельских товаропроизводителей.

Фермеры производят продукцию не зная заблаговременно рынков сбыта. Продукция оказывается не востребованной на внутреннем рынке. Поручаю разобраться в данных вопросах и внести предложения. Необходимо разработать проект Закона «О сельскохозяйственной кооперации».

 

Третье. Развитие частной инициативы.

Я поручал принять ряд законодательных изменений для улучшения условий ведения бизнеса. Они предусматривают упрощение процедуры оформления земельных участков, регистрации предприятий, внедрение электронного таможенного декларирования. Я также поручал навести порядок в лицензионно-разрешительной системе. Хорошим результатом этой работы можно считать автоматизацию выдачи лицензий.

Теперь и бизнес должен оценить эффект от этих мер. Со стороны государства сделано немало. Теперь мы вправе ожидать позитивные изменения от бизнеса, более эффективной работы  Национальной палаты предпринимателей. До декабря текущего года Правительству необходимо утвердить  Единую программу развития и поддержки бизнеса. Поручаю Правительству осуществить налоговую амнистию по штрафам и пени субъектов малого и среднего, накопленных по состоянию на 1 октября 2014 года.

Еще одно мое поручение – это сокращение участия государства в экономике. Сдвинулись «с мертвой точки» программы второй волны приватизации и «Народного IPO». Прогнозируется, что активы государства сократятся в среднем на треть! Открываются новые возможности для развития частного сектора и появления новых собственников. Правительству надо продолжить активный и, самое главное, открытый и прозрачный процесс  приватизации. При этом все приватизируемые объекты должны использоваться по своему прямому целевому назначению. Это следует держать под особым контролем всем акимам и, в целом, Правительству.

Дополнительным источником экономического роста является сокращение теневой экономики через легализацию капитала и имущества граждан. Теневой экономике, как известно, сопутствует неформальная занятость, особенно в сфере торговли. Сегодня в стране насчитывается порядка 700 торговых рынков - базаров с площадью более 6 миллионов квадратных метров. В большинстве случае они не отвечают необходимым требованиям безопасности и санитарным нормам. Вместо того, чтобы развивать современные формы торговли некоторые акимы продолжают открывать базары и даже передают под них новые земли. Это надо прекратить. Необходимо заняться данным вопросом.

 

Четвертое. Дальнейшее развитие экономики невозможно без финансового сектора.

Из Национального фонда выделено 250 миллиардов тенге для капитализации Фонда проблемных кредитов, принята новая Концепция его функционирования. Считаю, что на сегодня сняты барьеры для банков второго уровня. 

Еще одним вопросом, по которому обращаются граждане, является  списание долгов по кредитам. В этом вопросе позиция должна быть ясной и четкой. Заемщик обязан платить долги по кредитам имуществом или деньгами. Иждивенцев быть не должно. Если не платит - нужно применять механизм банкротства физического лица, как это делается во всем цивилизованном мире. Поручаю Нацбанку совместно с  Правительством  внести предложения  по данному вопросу.

 

Пятое. Региональная политика.

Принята единая Программа развития регионов до 2020 года. В ее рамках планируется ежегодно консолидировать порядка 500 миллиардов тенге, то есть почти половину средств, выделяемых из Национального фонда на развитие экономики. Эти средства должны быть эффективно использованы в регионах. Например, в сфере развития сельской медицины экономически целесообразнее располагать объекты здравоохранения с современным оборудованием и квалифицированными кадрами в крупных населенных пунктах. В то же время население небольших аулов и сел надо обслуживать через передвижные медицинские комплексы. Также можно перейти от малокомплектных школ к возрождению пришкольных интернатов в райцентрах и крупных поселках. Несмотря на активную реализацию программы «Ақ-бұлақ» и выделение значительных бюджетных ресурсов, в ряде регионов вопрос обеспечения людей чистой питьевой водой решается слабо.

 

Шестое. Государство выделяет огромные бюджетные средства на образовательные гранты.

В целом 80% выпускников трудоустраиваются, но по сельской квоте трудоустраиваются только 40% выпускников. Из-за низкого качества образования выпускники отдельных вузов практически не могут найти работу. Сегодня структура и качество подготовки кадров не отвечает требованиям рынка труда. Министерство образования и науки, а также акимы должны провести соответствующую работу. Законопроект по вопросам образования должен предусмотреть нормы о дуальном обучении, то есть об обязательном прохождении учащимися колледжей производственной практики на предприятиях. Правительством разработаны новые подходы по совершенствованию внешней и внутренней миграции. Необходимо обеспечить расселение соотечественников, возвращающихся на историческую родину,  в тех регионах, где есть дефицит трудовых ресурсов.

 

Седьмое. Перед Правительством стоят сложные задачи, которые надо решать оперативно и качественно.

Как отмечено в Концепции вхождения Казахстана в число 30 наиболее развитых стран мира, сейчас требуется создание эффективной системы государственного управления и компактного Правительства. Вместе с тем, министерства и местные исполнительные органы ещё не в полной мере обладают необходимой самостоятельностью для решения текущих задач. Они не принимают решения по своим обязанностям, все валят на Правительство. В действующем законодательстве на Правительство возложено принятие огромного количества отсылочных норм, в том числе различных правил, инструкций, форм документов и так далее.  Хотя данные документы могли бы утверждаться приказами министров.

Важнейшие программы развития страны проработаны и приняты. Но у нас хромает их исполнение, нет оперативности и гибкости. Сложная многозвенная система исполнения поручений и задач все еще сохраняется в министерствах. Документооборот осуществляется через 6 звеньев, а если документ идет на исполнение в регионы, то там уже концов не найти. Только за последние годы из-за такой многозвенности внутренний документооборот в министерствах возрос в 3-4 раза.

Фактическая численность государственных служащих с 2003 года возросла почти на 8,5 тысяч человек и сегодня составляет более 90 тысяч. Их содержание выливается в ежегодный рост административных расходов бюджета. За последние 10 лет они возросли почти в 3,5 раза и составляют почти 600 млрд. тенге. Такой неповоротливый чиновничий аппарат становится тормозом в  реализации принимаемых мер, снижает их эффективность. Поэтому каждый руководитель должен подумать о совершенствовании своего аппарата. Зачем раздувать фактический штат сотрудников? Лучше направлять экономию по штатной численности на материальное стимулирование профессионалов.

Поэтому считаю, что для решения задач по вхождению в число 30 развитых стран мира  необходимо сформировать компактное Правительство с переносом центра принятия решений от Правительства на уровень министерств и регионов. Это значительно повысит оперативность и эффективность работы госаппарата, повысит ответственность министров и сократит ненужную волокиту и бюрократизм.

Я принял решение о новой структуре Правительства, состоящего из 12 министерств и порядка 30 комитетов (вместо 17 министерств, 8 агентств, 54 комитетов и 272 департаментов). Будет образовано 5 новых министерств:

1. Министерство национальной экономики с передачей ему функций и полномочий от министерств экономики и бюджетного планирования, регионального развития, агентств по статистике, регулированию естественных монополий, защите конкуренции, защите прав потребителей. Я принял решение о назначении на должность министра Е.Досаева.

2. Министерство здравоохранения и социального развития с передачей ему функций и полномочий министерств здравоохранения, труда и социальной защиты населения. На эту должность назначается Т.Дуйсенова.

3. Министерство культуры и спорта с передачей ему функций и полномочий от Министерства культуры, агентств по делам религий, спорта и физической культуры. Министром станет А.Мухамедиулы.

4. Министерство по инвестициям и развитию с передачей ему функций и полномочий от министерств индустрии и новых технологий, транспорта и коммуникаций, Агентства по связи и информации, Национального космического агентства. Вопросы энергоэффективности и геологии также закрепляются за этим министерством. На данную должность назначается А.Исекешев.

5. Министерство энергетики с передачей ему функций и полномочий от министерств нефти и газа, индустрии и новых технологий (в части энергетики), окружающей среды и водных ресурсов (в части охраны окружающей среды). Все вопросы развития «зеленой экономики», включая политику, координацию и контроль возлагаются на это министерство. Я решил назначить министром В.Школьника.

Функции и полномочия Министерства по чрезвычайным ситуациям будут переданы в МВД.

Остальные министерства сохраняются с некоторыми изменениями полномочий. В частности, от Министерства экономики и бюджетного планирования функции в области бюджетного планирования будут переданы Министерству финансов.

От Министерства окружающей среды и водных ресурсов функции в области рыбного хозяйства, управления водными ресурсами, лесов, животного мира будут переданы Министерству сельского хозяйства.

У Премьер-Министра будет только два заместителя.

Вопрос реорганизации Агентства по делам госслужбы и Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции) давно обсуждается. Финансовая полиция будет упразднена с передачей функций и полномочий по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных преступлений и правонарушений вновь образованному Агентству по делам государственной службы и противодействию коррупции. Руководителем данного ведомства назначается К.Кожамжаров. 

Вопросы экономических и финансовых правонарушений передаются Министерству финансов. Такой подход в соответствии с международной практикой позволит системно выстроить превентивную работу по противодействию коррупции.

Все руководители госорганов должны провести оптимизацию своих аппаратов. Внутри аппаратов должно быть исключено дублирование функций. Правительству также необходимо оптимизировать количество комитетов в министерствах. Как правило, в структуре министерств должны быть комитеты, имеющие территориальные подразделения. В целом, комитеты и агентства, не имеющие территориальных подразделений, должны быть реорганизованы в департаменты министерств. В этой связи поручаю Правительству принять необходимые меры, вытекающие из этих решений.

Следующий этап реформы местного самоуправления должен предусмотреть создание прочной основы для финансовой и экономической самостоятельности органов местного самоуправления. Таковы в целом стоящие перед Правительством задачи. За всеми поручениями будет установлен жесткий контроль со стороны Администрации Президента.

Хотя наша встреча посвящена экономике, скажу несколько слов о сложившейся региональной ситуации. Конфликт в Украине, которая является одним из важных партнеров Казахстана, ставит её экономику на грань катастрофы. По официальным прогнозам правительства этой страны, падение ВВП Украины до конца года составит не менее 6%. Инфляция вырастет до 20%. Национальная валюта может сильно обесцениться. Нас это не может не тревожить. И мы не можем не учитывать это в своей экономической и политической работе. Как известно, Украина является участницей зоны свободной торговли СНГ. Нас связывают с этой страной большое количество хозяйственных нитей, торговых контрактов, людских судеб.

Всё это вызывает серьёзную озабоченность казахстанцев и мы сопереживаем трагедиям простых людей. Мы призываем все стороны конфликта сесть за стол переговоров и найти взаимоприемлемые решения на основе доверительного и откровенного диалога для прекращения кровопролития, особенно в отношении женщин и детей. Считаю, другой разумной альтернативы нет. Я со своей стороны подключаюсь и делаю все возможное. 

В сложных условиях глобального развития самая главная задача всех государственных органов и общественных институтов нашей страны – бережно хранить и укреплять мир, согласие, спокойствие и безопасность в нашем общем доме! Сегодня важно продолжать укреплять единство политических партий, общественных объединений, профсоюзов, неправительственных организаций и направить работу всех средств массовой информации для общего блага государства и народа. Партии «Нур Отан», всем ее органам следует усилить работу с населением, особенно по решению имеющихся на местах проблем. 

Мы всегда воспитывали нашу молодежь в духе толерантности, верности своей стране! Необходимо активно вовлечь всех, прежде всего, молодежь, к работе по достижению целей, определенных в Стратегии «Казахстан-2050». Только единый народ, сплочённый вокруг исторической цели, которую мы поставили до середины ХХI века, может выполнить свою миссию.

 

Құрметті қазақстандықтар!

 

Тұрақтылық пен бейбітшілік – біздің ең басты құндылығымыз. Біз бірлікті бағалай білген, татулыққа тәу еткен халықпыз. Жаманнан жиреніп, жақсыдан үйренген елміз. Соның нәтижесінде бүгінгі Қазақстан – жаңа Қазақстан болып қалыптасып, дүние жүзінде үлкен дәрежеге ие болып отыр. Бірлікті елдің биігін өзгелер біздің жетістіктерімізге қарап біледі. 

Бірліксіз жұрттың жағдайын біз басқалардан көріп отырмыз. Тұрақтылықтың мәні мен маңызын Украинаның қазіргі ахуалынан бағамдауға болады. Ол елде соңғы жылдары адамдар еңбек етуді ұмытты. Жұрт жаппай берекесіздікке бой ұрып, наразылық шеруі сәнге айналды. Адамдар митингке күнделікті жұмысқа барғандай шығатын болды. Ондай тәртіпсіздік қайда апарып соқтыратынын білесіздер. Ел ішінен жау іздеп, бір-бірін кемсіту ешқашан жақсылыққа апармайды. Кезінде одақтас республикалардың ішіндегі ең қуатты елдердің бірі болған Украина қазір соғыс өртіне оранды. Бір елдің азаматтары бір-біріне оқ атып, күн сайын бейбіт тұрғындардың қаны төгілуде. Украинаның дамуы ондаған жылға кері шегінді. Қазынасы қаңырап, өндірістері тоқтап тұр. Жүздеген әлеуметтік нысан іске алғысыз болып қиратылды. Тұралаған экономиканы қалпына келтіруге әлі талай жылдар қажет.

 

Қымбатты қазақстандықтар!

 

Тұрмысты шалқытып, тіршілікті түзейтін – тек қана бейбіт өмір мен адал еңбек. Жасампаз істер татулық пен тұрақтылық арқылы ғана жасалады. Барды бағалап, құндылықты қадірлеу – әрбір азаматтың міндеті. «Ел бірлігі – ең асыл қасиет». Осы қасиетті қазынаны көздің қарашығындай сақтау – тұтас елдің парызы. Қазақстан 2050-дің» биігіне көтеріліп, Мәңгілік Ел болу жолында халқымыз бүгінгі бағытын жалғастыра беретін болады! Осы залда отырған бәріңіз, еліміздің әрбір азаматы елдің өркендеуі үшін жұмыс істеуі тиіс. Сонда ғана біз  мақсаттарымызға жетеміз. Бағдарламалар бекітілді, тапсырмалардың барлығы берілді. Енді жұмыс істеу керек. Осы жұмыста баршаңызға сәттілік тілеймін.

 

Астана, 6 августа 2014 г.


Вернуться назад Вернуться назад Twitter Facebook Печать
Tokaev

Президент Республики Казахстан