National Emblem of Kazakhstan

Официальный сайт

Президента Республики Казахстан

Официальный сайт

Президента Республики Казахстан

Выступления


Выступление Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева на VI Астанинском экономическом форуме

23 мая 2013 года

 

Құрметті форумға қатысушылар!

Ханымдар мен мырзалар!

 

Қонақжай Қазақ елінің астанасына қош келдіңіздер!

Астана экономикалық форумы 5 жылдан бері тұрақты өткізіліп келеді.

Форум өткізу тәсілі тұрғысынан да, мазмұны жағынан да ерекше сұхбаттастық алаңына айналды.

Біріншіден, оның дағдарыспен күрестің жаһандық жоспарын жасауға ұмтылысы Біріккен Ұлттар Ұйымы Бас Ассамблеясының 67 сессиясының қолдауына ие болды.

Алтыншы Астана форумымен қатар Біріккен Ұлттар Ұйымының аясында тұңғыш рет Дүниежүзілік дағдарысқа қарсы күрес жөніндегі конференция өткізілуде.

Оған жүзден астам мемлекет қатысуда.

Айтулы жиынға қатысушыларға шынайы сәлем жолдай отырып, оған қолдау білдіргені үшін Біріккен Ұлттар Ұйымының жетекшілігі мен оның құрылымдық бөлімдеріне ризашылығымды айтқым келеді.

Екіншіден, форум ашылғаннан бергі 5 жылда оған қатысушылардың саны күрт артты.

Бүгінгі Форум мен Конференция 10 мыңнан астам қатысушының, оның ішінде 132 елден келген 3 мыңға жуық шетелдік қонақтың басын қосып отыр.

Үшіншіден, мен Астанада өз клубтарын құрғандары үшін және форумға барынша қолдау білдіріп, белсене қатысқандары үшін ғұлама ғалымдарымыз – Нобель сыйлығының иегерлерлеріне айрықша ықыласымды білдіремін.

Төртіншіден, G-GLOBAL-дың интернеттегі коммуникативті алаңының қызметі Астана форумын үздіксіз он-лайн талқылаудың орталығына айналдырды.

Оған ғаламдық желінің 120 мыңнан астам тұрақты тұтынушысы қатысуда.

Бесіншіден, Астана  форумының әлеуеті арта түскеніне басқа да айғақтар арқылы көз жеткізуге болады.

Мысалы, бір жыл бұрын мен осы мінберден G-GLOBAL атты  21 ғасырдың жаңа әлемдік құрылымы идеясын ұсынған едім.

Бүгінгі таңда тек Google ақпарат іздеу жүйесінің өзі осы терминге қатысты миллиардқа жуық сілтеме жасайды.

Мен Астана экономикалық форумы мен Дүниежүзілік дағдарысқа қарсы күрес конференциясы аясындағы пікірталастардың  қорытындысына аймақтық және жаһандық деңгейдегі сұраныстың арта түсеріне сенімдімін.           

 

Дамы и господа!

 

Я хотел бы поделиться своим видением актуальных проблем, выносимых на обсуждение участников форума.

Прежде всего, о важных концептуальных антикризисных подходах.

Активизируя процесс разработки Глобального антикризисного плана, необходимо учесть ряд принципиально важных уроков, преподнесённых в последние годы.

Судите сами.

Ещё в конце прошлого года, почти все в мире были убеждены в том, что первый всеобщий кризис глобализированной экономики ХХI века – это уже «перевёрнутая страница» истории.

В этом нас настойчиво убеждали многие финансовые институты.

Но эйфории не получилось.

Обвал финансовой системы на Кипре заставил усомниться в близости эры всеобщей экономической стабильности.

Я знаю, что есть оценки, отвергающие связь «кипрского инцидента» с глобальным кризисом.

Но факт остается фактом.

Даже неискушённый в экономике обыватель легко назовёт схожие причины  проблем кипрских банков и обвала американских ипотечных агентств пятилетней давности.

Это, прежде всего, искусственное «раздувание» финансовых пузырей и жажда «лёгких денег», отсутствие должной ответственности национальных финансовых институтов и слабость глобального финансового управления.

По сути, эти и другие фундаментальные причины глобального кризиса до сих пор не устранены.

А это означает, что глобальный кризис нельзя считать завершённым.

Более того, похоже, что он переходит в новую стадию, которая будет сопровождаться болезненными «взрывами» ряда локальных финансовых систем.

Считаю, что это и есть первый урок, который следует усвоить и учесть при выработке Глобального антикризисного плана.

Второй урок заключается в том, что к глобальной рецессии ведут, как это ни парадоксально, антикризисные меры, предпринимаемые на национальных уровнях.

Безусловно, в период любого кризиса действие лучше бездействия.

Казахстан, как известно, также осуществил успешную Антикризисную программу. Она позволила сохранить рабочие места и позитивную динамику экономического роста.

Далеко не все антикризисные рекомендации, выработанные в рамках группы G-20, были реализованы.

Так, многие государства осуществили протекционистские меры.

Это привело к замедлению темпов роста мировой торговли, снижению цен на глобальных и региональных рынках.

Упали объёмы трансграничного кредитования и инвестиций - сейчас они составляют лишь 60 процентов докризисного уровня.

Другой аспект – резкое ухудшение социального самочувствия людей.

Растёт глобальная безработица.

По прогнозу Международной организации труда, уже в этом году в мире будет свыше 200 миллионов безработных.

В начале этого года в Европе насчиталось более 26-ти миллионов безработных, что в полтора раза больше, чем пять лет назад.

Многие государства сокращают расходы на образование, медицину, развитие человеческого потенциала.

Все это явные признаки глобального социального кризиса, угрожающего снижением планки стандартов качества жизни даже в развитых обществах.

По подсчётам оксфордских экспертов,  половина всех малообеспеченных людей планеты живёт в странах G-20.

250 миллионов человек вынуждены мигрировать в поисках лучшей доли, что тоже порождает массу социальных проблем.

Наблюдаемая ныне во многих странах социальная несправедливость – это прямое следствие финансово-экономической неэффективности.

Национальные антикризисные планы смягчили последствия кризиса, но за ними не последовало эффективных корневых действий на глобальном уровне.

В своей статье «Ключи от кризиса», опубликованной 4 года назад, я назвал дефектность мировой валютной системы самой главной причиной текущей мировой экономической бури.

Напомню, что я настойчиво призывал изменить порядок эмиссии и обращения мировой валюты, который не отвечает критериям законности, демократичности, эффективной контролируемости и ответственности.

Но до сих пор нет ни эффективных глобальных антикризисных механизмов, ни надёжной мировой резервной валюты или групп региональных валют.

Для принятия кардинальных решений не было проявлено достаточной воли и ответственности.

Третий урок, который важно учесть при работе над Глобальным антикризисным планом, связан с преодолением дефицита доверия.

Я полностью разделяю мнение о том, что глобальный кризис стал, прежде всего, кризисом доверия.

Нет доверия между глобальными финансовыми институтами и национальными государствами, между субъектами финансового сектора и реальной экономики, между странами и так далее.

Я убежден, что без всеобщего доверия любой антикризисный план лишь сведётся к практике очередного «латания дыр».

В ХХI веке миру нужна новая экономическая модель.

Она должна базироваться, прежде всего, на честной и справедливой мировой финансовой системе, где не будет обмана, безответственности и расточительности.

Где блага, производимые человечеством, будут направляться на созидание и прогресс во имя счастья и развития каждого общества.

Четвертый урок заключается в стремлении к чувству меры.

Во-первых,  финансовый сектор  не может и не должен развиваться в отрыве от реального производства, и на глобальном, и на национальном уровне.

Предкризисная ситуация, когда оборот деривативов в 8 раз превышал суммарный ВВП всей планеты, самоубийственна для глобальной экономики.

Поэтому особый акцент в реформировании глобального финансового управления надо сделать на создание эффективной модели регулирования рынка производных ценных бумаг.

Во-вторых, важно решить вопрос о глобальном контроле за оффшорами.

Объёмы средств, выведенных в оффшорные зоны из национальных экономик, насчитывают до 3-х десятков триллионов долларов.

По сути, они становятся минами замедленного действия, которые могут детонировать в любую минуту.

И ситуация вокруг Кипра – настойчивое предупреждение об этой проблеме.

Пятый урок связан с тем, что текущий глобальный кризис многомерен.

Я не случайно назвал его первым всеобщим кризисом глобализированного мира.

Его ход и динамику определяют не только экономические, но и политические, гуманитарные и нравственно-ценностные причины.

Сегодня, например, нельзя не видеть проблемы, связанной с расширением числа стран, ставших «хроническими реципиентами» международной помощи.

Внутренние конфликты на Ближнем Востоке и Северной Африке ложатся тяжелым грузом на мировую экономику.

Но «мировой экономический пожар» невозможно остановить «всемирным потопом» политической дестабилизации.

Новая глобальная экономика немыслима без нового справедливого миропорядка.

Учёт этих пяти уроков, осмысленных в ходе глобального кризиса, подчеркиваю,  принципиально важен для определения верного антикризисного тренда развития мира в текущем столетии.

Отрадно, что сегодня возросла роль Организации Объединенных Наций в поиске глобальных антикризисных решений.

В сентябре 2011 года, выступая на 66 сессии Генеральной Ассамблеи ООН, я призвал мировое сообщество безотлагательно начать работу над Пактом о глобальном регулировании.

Этот документ может стать реальным инструментом для согласования ключевых аспектов международной экономической политики.

К ним относятся разработка механизма функционирования новой глобальной финансовой системы и создание мирового регулятора, определяющего единые правила игры.

Сегодня также жизненно важно расширить диалог по глобальному антикризисному менеджменту в рамках G-8 и G-20.

Казахстан как приглашенная страна предстоящего Санкт-Петербургского саммита «Большой двадцатки» доведёт до его участников предложения и рекомендации Астанинского форума и Всемирной антикризисной конференции.

 

Дорогие друзья!

Если на будущее смотреть только с тревогой, то и будущее будет с тревогой смотреть на нас.

Любой кризис – это, прежде всего, возможность кардинальных изменений.

Год назад с трибуны этого форума я предложил идею G-GLOBAL. Я благодарен всем, кто  положительно её оценил!

Главный смысл G-GLOBAL заключается в том, чтобы предложить позитивную альтернативу хаотической динамике смены глобальных парадигм мирового развития.

Она основана на объединяющем потенциале пяти простых и ясных принципов. Напомню, это:

во-первых, эволюция и отказ от революционных изменений в политике;

во-вторых, справедливость, равенство, консенсус;

в-третьих, глобальная толерантность и доверие;

в-четвертых, глобальная транспарентность;

в-пятых, конструктивная многополярность.

На их основе в ХХI веке возможен успешный диалог по любой глобальной проблеме и выход на приемлемые для всех участников решения.

Сегодня миру нужны новая глобальная финансово-экономическая система и эффективные глобальные структуры безопасности, в том числе и ядерной.

Огромный потенциал имеет продолжение глобального диалога, ведущего к укреплению толерантности и согласия.

В условиях глобальной трансформации, как никогда прежде, нужна политическая воля, решительность, согласованность, открытость и доверие.

Я искренне надеюсь, что число последователей G-GLOBAL будет расти.

Для дальнейшего развития этой идеи я предлагаю создать, по примеру Римского или Мадридского клубов,  Попечительский совет G-GLOBAL.

В его рамках надо осуществлять финансирование исследований фундаментальных аспектов идеи.

 

Дамы и господа!

Казахстан появился на политической карте мира всего немногим два десятилетия назад.

Мы начинали с «нуля», а сегодня успехи нашей экономики признаны всеми.

В 2012 году в рейтинге «ведение бизнеса» Всемирным банком наша страна отмечена 49-м местом, по показателю «защита инвесторов» - 10 место.

В рейтинге конкурентоспособности, определяемом Всемирным экономическим форумом, Казахстан занял уже 51-е место.

Мы вплотную подошли к решению задачи, поставленной мной несколько лет назад, – войти в число 50-ти самых конкурентоспособных стран мира.

Как вы знаете, мы разработали Новый политический курс - Стратегию «Казахстан – 2050».

Её главная цель – превратить Казахстан в одну из 30-ти самых развитых стран, прогрессирующих на основе инновационных экономических и социальных принципов.

Самый важный из них -  гармоничное развитие триады «экономика – энергетика – экология».

И это не заоблачная утопия, а реальная потребность всего человечества.

Грядущий выход мировой экономики из кризиса неминуемо приведёт к более масштабному росту производства и потребления.

К тому же реальность такова, что в современном мире каждый пятый человек вообще не имеет доступа к электроэнергии.

Поэтому становится неоправданной беспечностью отодвигать решение энерго-экологических проблем на поздние сроки.

В прошлом году на саммите в Рио-де-Жанейро мои инициативы о Глобальной энерго-экологической стратегии и программе «Зеленый мост» получили поддержку мирового сообщества.

Переход к «зеленой» энергетике и внедрение «зеленых» технологий – это растущий вектор глобальной экономики.

Казахстан, несмотря на наличие в наших недрах огромных природных богатств, включая углеводороды, намерен активно развивать возобновляемые источники энергии.

В нашей Стратегии – 2050 такие задачи поставлены.

Мы намерены ежегодно инвестировать в «зеленую модернизацию» средства в объёме 2-х процентов национального ВВП.

Все это отражено в принятой нами Концепции перехода к зеленой экономике.

Через 4 года в Астане пройдет Всемирная выставка ЭКСПО – 2017.

Не случайно мы предложили провести её под девизом «Энергия будущего».

Я приглашаю деловые круги всех частей света принять самое активное участие в подготовительной работе и проведении ЭКСПО-2017.

 

Дорогие друзья!

ХХI век набирает свой ход, «сжимая» время и расстояния.

Рождается новый тип глобальной экономики, утверждаются новые принципы международных отношений и новые ценности общественной жизни.

Поэтому сегодня важно найти верные решения глобальных проблем.

Желаю участникам форума и делегатам Всемирной антикризисной конференции успехов в проведении плодотворных дискуссий и выработке новых рекомендаций!

Благодарю за внимание.

 

Астана, 23 мая 2013 года


Вернуться назад Вернуться назад Twitter Facebook Печать
Tokaev

Президент Республики Казахстан